Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 16 г. Борисова"
телефон: 80177 96-53-89
email: sad16@rooborisov.by
222521, Минская область, г.Борисов, ул. Мелиоративная,5

Советы учителя-дефектолога

Ваш ребенок зачислен в пункт коррекционно – педагогической помощи

 

Что такое ПКПП?

   ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи), такой пункт есть и в нашем детском саду. Должность учителя-дефектолога вводится в штатное расписание государственных образовательных учреждений с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей и подготовки их к школьному обучению в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Список детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утверждается директором ГУО «ЦКРОиР Борисовского района» после прохождения детьми медико-психолого-педагогической комиссии. 
   Учитель-дефектолог пункта:
  • осуществляет изучение индивидуально-типологических особенностей развития каждого обучающегося, зачисленного в пункт, с целью определения оптимальных путей оказания ему коррекционно-педагогической помощи;
  • распределяет обучающихся по группам, подгруппам, определяет необходимость проведения индивидуальных занятий;
  • проводит занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные) в игровой и занимательной форме, используя в своей работе эффективные методы, приемы и средства обучения, содействующие повышению познавательной активности и развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.), коммуникативной деятельности;
  • осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций;
  • консультирует педагогов учреждения образования по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, нуждающихся в коррекционно- педагогической помощи;
   Занятия в ПКПП проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года. Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2-4 раза в неделю. Продолжительность групповых занятий – 25 минут, подгрупповых занятий -20 минут, индивидуальных занятий-15 минут.
   В начале учебного года работа учителя-дефектолога начинается с обследования состояния речи детей, зачисленных в ПКПП, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей, зачисленных в ПКПП в течение года составляет 24 человека.
 Логопедическое воздействие на индивидуальных занятиях осуществляется поэтапно:
1. подготовительный этап;
2. постановка звука,
3. автоматизация звука,
4. в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.
I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
– формирование направленной воздушной струи;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков.
II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок  может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, словосочетания, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

 

Как заниматься с ребенком дома?

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
 Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям дефектолога; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или учителем – дефектологом .
Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

 

 Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Версия сайта для слабовидящих