Ваш ребенок зачислен в пункт коррекционно – педагогической помощи Что такое ПКПП? ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи), такой пункт есть и в нашем детском саду. Должность учителя-дефектолога вводится в штатное расписание государственных образовательных учреждений с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей и подготовки их к школьному обучению в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Список детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утверждается директором ГУО «ЦКРОиР Борисовского района» после прохождения детьми медико-психолого-педагогической комиссии. Учитель-дефектолог пункта: осуществляет изучение индивидуально-типологических особенностей развития каждого обучающегося, зачисленного в пункт, с целью определения оптимальных путей оказания ему коррекционно-педагогической помощи; распределяет обучающихся по группам, подгруппам, определяет необходимость проведения индивидуальных занятий; проводит занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные) в игровой и занимательной форме, используя в своей работе эффективные методы, приемы и средства обучения, содействующие повышению познавательной активности и развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.), коммуникативной деятельности; осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций; консультирует педагогов учреждения образования по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, нуждающихся в коррекционно- педагогической помощи; Занятия в ПКПП проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года. Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2-4 раза в неделю. Продолжительность групповых занятий – 25 минут, подгрупповых занятий -20 минут, индивидуальных занятий-15 минут. В начале учебного года работа учителя-дефектолога начинается с обследования состояния речи детей, зачисленных в ПКПП, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей, зачисленных в ПКПП в течение года составляет 24 человека. Логопедическое воздействие на индивидуальных занятиях осуществляется поэтапно: 1. подготовительный этап; 2. постановка звука, 3. автоматизация звука, 4. в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации. I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: – формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; – формирование направленной воздушной струи; – развитие мелкой моторики рук; – развитие фонематического слуха; – отработка опорных звуков. II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание). III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, словосочетания, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации. Как заниматься с ребенком дома? Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям дефектолога; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или учителем – дефектологом . Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.