Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 16 г. Борисова"
телефон: 80177 96-53-89
email: sad16@rooborisov.by
222521, Минская область, г.Борисов, ул. Мелиоративная,5

Советы музыкального руководителя

Советы музыкального руководителя

 

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, от общей культуры…

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым инструментом может быть один из ударных, а таковым может служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!» Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

Мы рекомендуем слушать с малышом разную музыку (хорошего качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

  • Наглядно-слуховой метод — основной. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
  • Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство малышей с народными традициями, обрядами.
  • Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании.
  • Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык«немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Литература:

1. Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» Просвещение, 1982г.

2. М.Ю. Картушина «Забавы для малышей» Творческий центр Сфера Москва 2009

3. М.А. Михайлова «Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка» Ярославль Академия развития 2008г.

4. О.Л. Латышев, «Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей»:дис. кан. пед. наук /. – Калуга, 2002.

5. Л.И. Матвеева, Роль семьи в организации процесса музыкального образования ребенка/ // Искусство и образование. – 2002. – № 4.

6. Е.Е. Асеева, «Хрустальный колокольчик» Мозырь «Белый ветер», 2016

7. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» Просвещение, 1982г.

8. М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» Творческий центр Сфера Москва 2009

9. М.А. Михайлова «Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка» Ярославль Академия развития 2008г.

10. О.Л. Латышев, «Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей»:дис.кан. пед. наук /. – Калуга, 2002.

11. Л.И. Матвеева, Роль семьи в организации процесса музыкального образования ребенка/ // Искусство и образование. – 2002. – № 4.


10 способов помочь ребенку открыть свой музыкальный талант и стать настоящим композитором

 

 Родителям вовсе не обязательно быть экспертами в области воспитания, чтобы понимать, что музыка играет очень важную роль в развитии детей. Мы все были свидетелями того, как новорожденные сияют и улыбаются, маленькие дети начинают двигаться и покачиваться, а дети дошкольного возраста встают и начинают петь свои любимые песни. Но дети могут развить свой музыкальный потенциал немного больше, поучаствовав в создании своей собственной музыки, став композиторами.

 Создание собственной музыки не только наделяет детей ответственностью, но и способствует развитию изобретательности, самовыражению, решению проблем, выработке хороших навыков общения, навыков работы в команде, а также пониманию ценности искусства. Как однажды заметил Леонард Бернштейн: "Музыка может дать название всему и помочь постичь непостижимое".

 Ниже приведено десять советов о том, как помочь вашим детям проявить свой талант композитора.

 1. Задействуйте в работе все конечности. Поставьте какую-нибудь музыку и позвольте детям выразить свои чувства посредством рисования или танца. Попросите их нарисовать то, что они слышат таким образом, который отражал бы их настроение от прослушиваемой музыки. Интерпретация музыки при помощи искусства и танцев, областей очень близких музыке, поможет им слушать внимательнее и быть более активными участниками экспериментов с музыкой.

 2. Что ты слышишь? Песня медленная или быстрая? Печальная или веселая? Какие инструменты слышат ваши дети? Звуки высокие или низкие? Разбор той или иной музыки позволит детям лучше понять процесс ее создания, а также раскроет некоторые ее тайны.

 3. Какую историю повествует музыка? Поставьте только инструментальную музыку. Пусть ваши дети придумают собственный сценарий или историю, основанную на музыке, которую они слышат. Например, струны пиццикато могут напоминать капли дождя, а быстрые напевы флейты символизируют бабочек, перелетающих с листа на лист. Может быть, низкие звуки трубы символизируют голодного медведя в лесу в поисках пищи. Основной идеей сочинения музыки является повествование истории и выражение идей при помощи звуков.

 4. Присоединяйтесь к оркестру. Установите барабаны, горшки и сковородки или просто включите музыкальный фон. Поставьте любимую музыку ваших детей, и пусть они притворятся, будто находятся на сцене и участвуют в концерте с музыкальной группой. Они почувствуют себя более вовлеченными в процесс создания музыки.

 5. Музыкальное выражение. Пусть ваш ребенок придумает какое-нибудь слово, а затем выразит это слово посредством музыки. Например, слово "кошка" может быть выражено при помощи веселого ритма, звука "мяу" или же тишиной полуденного сна. Независимо от того, будут ли ваши дети играть на фортепьяно, тамбурине, или просто на деревянных ложках и горшке, они смогут чудесным образом выразить свои мысли, независимо от их способностей к музыке.

 6. Напевы о зоопарке. Композиторы черпают свое вдохновение из своего собственного жизненного опыта и интересов. Пусть ваш ребенок напоет мелодию или создаст ритмичную барабанную дробь, напоминающую поход в зоопарк или же свои ощущения в первый день в школе.

 7. Сделайте подобие музыкального представления. Для начала, пусть ваш ребенок споет или сыграет музыкальный отрывок из трех нот. Повторите этот отрывок своему ребенку. Возьмите другой набор нот, постепенно увеличивая длину музыкального отрывка. Это позволит вашему ребенку получить представление о музыке. Чтобы ваш ребенок слушал внимательно, сделайте это упражнение наоборот: пусть ваш ребенок играет или напоет вам ваш музыкальный отрывок.

 8. Джем-сейшен. Посадите в круг несколько детей, каждого со своим музыкальным инструментом. Один ребенок должен вести, наигрывая соло короткий музыкальный отрывок. Один за другим, все остальные дети в кругу могут добавить в этот отрывок нечто свое до тех пор, пока все они не будут играть одновременно. Посмотрите, к чему это приведет, и определите, как должно закончиться это музыкальное творение. Пусть музыканты внимательно слушают то, что играет каждый из них, чтобы было можно создать музыкальное произведение вместе.

 9. Создатели мелодий. Начните с музыкальной идеи - знакомой мелодии или подлинного произведения. Затем, меняя ритм, динамику, темп, инструментовку и/или высоту звуков, посмотрите, как ваш ребенок может преобразить эту мелодию. Возможности неограниченны. Музыкальное произведение интересно тем, что делает с ним композитор, а не только основной его идеей.

 10. Музыка повсюду. Так же, как и Джон Кейдж, который верил, "что музыка существует повсюду и ее можно извлечь из чего угодно", и Гарри Парч, который создал собственные уникальные инструменты, - пусть ваш ребенок замечает звуки вокруг себя. Будь то лай собак, сигнал клаксонов, шуршащие листьев или даже чистка зубов - музыка и звуки окружают нас везде. Пусть ваш ребенок поближе познакомится с тем, что такое музыкальные отрывки, динамика, ритм и мелодии, создаваемые всеми этими звуками. Пусть он поймет, как звуки можно объединять, как, например, в случае симфонического оркестра. Помогите ребенку изобрести необычные способы создания музыки, например, перелистывая страницы книги, потряхивая фасоль в консервной банке, застегивая молнию и т.д. Такими способами ваш ребенок сможет создавать свою музыку без дополнительной подготовки, оказавшись, таким образом, на путь становления будущего поколения композиторов.



Музыка материнского голоса.

Консультация для родителей.

    В ожидании рождения ребенка, будущие родители, особенно если это их первенец, читают специальную литературу, посещают курсы, т.е. считают себя достаточно подготовленными. Но на практике оказывается, что знаний о режиме, кормлении, прогулках недостаточно. Большинство мам и пап затрудняются дать ответ на вопросы, каким их ребёнок воспринимает окружающий мир и себя в нём, в каком возрасте начинает узнавать лица, предметы и т.д. Поскольку младенец не может говорить, ходить, обслуживать себя, его воспринимают как растущий организм, ещё только готовящийся стать человеком. Но только за первый год жизни ребёнок проходит такое быстрое развитие, что вполне понятно может выразить свои желания, показать стремления, понимать обращённую к нему речь, усложнять свои действия с игрушками и т.д. Безусловно, всё это происходит не вдруг, а постепенно. Учётные подтвердили существование достаточно сложной психической жизни даже в первые месяцы после рождения. И именно она для молодых родителей как бы отступает на второй план.                Недостаточное внимание к ней может сказываться на человеке на протяжении всей его жизни. Большинство психологических аспектов мы лишь обозначим, обратив внимание на роль искусства и особенно музыки на развитие ребёнка в первый год его жизни. В статье «музыка и здоровье будущего ребёнка» автор считает, что психологическая жизнь младенца начинается задолго до момента его рождения. На пример воздействия голоса матери, музыки показан процесс формирования практически всех видов чувствительности, их активной подготовки к встрече с реальным миром, к восприятию тех видов информации, которые окажутся значимыми после рождения. Но даже эта готовность плода к встрече с внешним миром не спасает его от сильного психологического потрясения. По мнению психоаналитика Хайнца Кохута, в отличие от матери, у которой рождение ребёнка чаще вызывает чувство радости, младенец, покидающий безопасный мир материнского чрева и оказавшийся в чужом враждебном мире, воспринимает многочисленные шумы, окружающие его, как угрозу, которой не в состоянии сопротивляться. И только голос матери, её прикосновения, становятся спасательным мостиком на пути познания нового мира. Как считает Г.Г.Декер-Фойгт, именно во время кормления грудью продолжается молчаливый диалог матери и ребёнка, начатый на языке организма ещё во внутриутробном периоде. После появления на свет происходит трансформация органов слуха. Если до рождения младенец воспринимал звуковой фон в водной среде, то после – в воздушной. Спустя десять дней после рождения, когда жидкая оболочка плода рассеивается, наружное и среднее ухо привязывает к воздуху и начинает воспринимать более реально звуки окружающего мира. Что же слышит младенец в свой постнатальный период? Прежде всего. Голоса матери и отца. Сопровождающие их шумы или звуки в детской комнате образуют иногда целые мелодии, первые песни. Сначала кормление для малыша сочетается с восприятием звуков, позднее – разделяется. Взаимодействие матери и ребёнка является музыкой, к коммуникативным сигналам которой причисляют ритм, темп, долготу, высоту, окраску звука, громкость, а также равновесие, движение тела, тактильные взаимодействия и целый ряд других сигналов, которые порой едва заметны для взрослого. По предположению учёных, ещё в последние недели беременности мать как бы перестраивается, по-своему возвращается к предвербальным формам коммуникации, чтобы потом «понять» младенца – на том языке, который недоступен взрослым. Любая мать, баюкая малыша, становится богатейшим источником информации практически для всех органов чувств. Во время сна, как считают многие взрослые, ребёнок не видит и не слышит. Поэтому они реагируют только на крик, кряхтения, устанавливая и устраняя его причины. Но это лишь взаимодействие. Только в том случае, когда свои действия мать сопровождает ласковым обращением к ребёнку, она вступает в общение младенцем. Проходит неделя, другая и, если вы часто разговаривали с ребёнком, то начинаете различать признаки зрительного сосредоточения, когда взгляд малыша как бы цепляется за предметы, замечаете, что при звуках вашего голоса младенец как бы замирает, проявляя слуховое сосредоточение. Французский врач А.Томатис подчёркивал важность разговоров с ребёнком: «каждый ребёнок должен хорошо знать и чувствовать голос своих родителей… Если вся семья не будет вместе с ним есть, обсуждать различные проблемы, делиться впечатлениями, он не сможет развиваться самым естественным образом». Всё время ребёнок учится различать звуки и некоторые из них связывает с удовольствием. Теперь к голосу матери добавляется не только окружающие бытовые шумы, но и звуки музыки, сопровождающие процесс кормления. В результате шумы и звуки начинают приобретать положительную окраску, становятся символом чего-то радостного, пробуждающего любопытство и интерес. Это можно заметить уже на четвёртой неделе, когда во время кормления взгляд малыша начинает фиксировать взгляд матери. Нужно помнить, что если вы не будете разговаривать с ребёнком, то даже к двум месяцам малыш не будет готов к общению. При нормальном развитии ребёнка активно развивается его желание привлечь внимание взрослого. На ласковые «агу» мамы постепенно проявляются отрывистые тихие гукания малыша, со временем перерастая в протяжные певческие звуки, которые он использует для привлечения вашего внимания. С этой же целью ребёнок использует двигательное поведение. Когда из хаотичного оно приобретает целевую направленность: при звуках голоса или при виде взрослого движения малыша затормаживаются, а при повторном, ласковом обращении он начинает активно сучить ножками, перебирать ручками и др. Названные проявления – замирание или сосредоточение /двигательное, слуховое и зрительное/, следующее за ними двигательное ожидание, сопровождающееся улыбкой, вокализациями и взглядом в глаза – представляют собой единый комплекс поведения, получивший название «комплекс оживления». С момента его появления общение ребёнка с взрослым активно возрастает. Если в период беременности вы постоянно разговаривали, пели колыбельные, слушали классическую музыку, то уже во внутриутробном периоде многообразие положительных и отрицательных эмоций матери оставляют свой след. Звуки воспринимаются плодом, а сопровождающие их переживания матери, вызывают в чём-то сходные эмоции младенца после рождения при восприятии ранее слышанной музыки.

     Не только народный опыт, но и современные исследования подтверждают то, что новорождённые дети предпочитают пение матери или няни инструментальному звучанию. Многих мам беспокоит то, что, с их точки зрения, они поют далеко не идеально. Для новорожденного это не является причиной неверного формирования музыкального слуха. Для них важны эмоции, которые передаёт голос. И даже, если мама не умеет петь, то это не только не испортит слух младенца, но даже активизирует его развитие. В народном фольклоре накоплен богатый репертуар песенок на все случаи общения с младенцем: одевания, кормления и др. Не обязательно знать подлинную народную мелодию, её можно заменить мелодекламацией, идущей от любящего сердца матери. Тексты таких песен можно найти в специальной литературе для родителей. Сегодня можно приобрести аудиокассеты колыбельных песен, основанных на ритме человеческого сердца, звучание которых можно использовать матерям, не умеющим петь. Используя музыку для активизации развития ребёнка в первые полгода его жизни, необходимо учитывать следующее. Прежде всего, внимательно относиться к реакции на музыку – громкие звуки могут пугать, некоторые темпы, ритмы – раздражать, а может отсутствовать желание слушать музыку в этот момент. В первые месяцы жизни музыку малыш должен слушать только в присутствии взрослых, лучше на руках. Постепенно от различения широкого спектра шумов у ребёнка развивается рецепторное восприятие простейших элементов музыки. Их осмысление и закрепление происходит при повторном прослушивании – возникает момент запоминания. Главное - исходить из интересов ребёнка, не навязывать ему готовых, проверенных моделей, а просто создать хорошие условия для его развития. Внимательное наблюдение за ребёнком не только поможет раскрывать его потенциальные возможности, но и решить главную проблему – будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка и реализуются ли его возможности в будущем.



ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ

 

 Народная мудрость гласит: «Хорошее начало полдела откачало. Конец – всему делу венец» От того, как начался день, зависит, как он пройдет. А от того, как закончился, зависит начало следующего.

 Пробуждение и засыпание – очень важные моменты в жизни ребенка. Проснуться – это всегда как бы заново родится.

 Укладывание ребенка вечером спать тоже не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.

 Прежде всего, дайте ребенку спокойно закончить игру. Если это малыш 3-4 лет, можно включиться в его игру и от имени игрового персонажа позвать его спать, но сначала он хочет умыться вместе с Анечкой (Ванечкой). Если ребенок постарше, ему можно сказать: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут будем укладываться». Если ребенок умеет определять время по часам, он поймет, если вы скажите: «Поиграй до половины десятого, и пойдем умываться». Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи «Спокойной ночи, малыши!» сразу же умываться и в постель.

 Ну, вот свет в комнате и погашен. Вы поцеловали ребенка, пожелали ему спокойной ночи. Пора уходить? А может быть посидеть с малышом, погладить, что-то тихо пошептать, медленно, как в невесомости: «Все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали: как котеночек свернулся теплый и мягкий… теплый и мягкий, ему легко, свободно, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился надо гладить его по направлению сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику.

 Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше. Иногда малышу не хочется отпускать маму или папу, пока не уснет. Если взрослый отказывает ему в этом, то ребенок начинает засыпать все труднее и труднее, и все больше при этом капризничая. Многих родителей такое поведение убеждает в том, свое чадо они «вконец распустили». Взрослые становятся все строже. А ребенок – еще капризнее. Если же выполнять просьбу ребенка в течение хотя бы месяца каждый день сидеть с ним, то вскоре он начнет засыпать быстрее и спокойнее.

 Очень важно, в каком настроении взрослый сидит с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей «процедурой» укладывания – ничего не выйдет.

 Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился, успокойтесь сами.

 Совсем маленьким детям требуется, чтобы их держали на руках или укачивали. Неприязнь взрослых к этим способам укладывания связано, прежде всего, с их неудобством и обременительностью. Но ведь укладывание укачиванием и засыпание на руках ребенок неизбежно перерастет. Стоит ли копья ломать, мучить себя и малыша, настаивать на своем, если он все равно со временем откажется от этого.

 Если ребенок во сне испугался и заплакал – немедленно подойдите, включите свет: он вернет малыша в уютную реальность его спальни. Посидите рядом, прогоните вместе «плохой сон». Когда ребенок успокоится, можно снова выключить свет, но не уходите сразу.

 На многих детей хорошо действует пение, музыка. Причем не в записи, а живой человеческий голос. Пение любят даже новорожденные.

 Существует специальный ПЕСТОВЫЙ ФОЛЬКЛЕР.

 Удивительно мягкая, нежная музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых похлопыванием, покачиванием, доставляет большое удовольствие ребенку. Играя в нехитрые «бабушкины» игры, вы заметите, что общий стиль вашего взаимодействия будет неуклонно меняться. Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами!

 Пойте детям перед сном – пойте, как можете, на любой мотив, удобный для вас, главное – с любовью. Хорошо, если ваши дети тоже выучат колыбельные песни, и будут петь своим куклам, наверняка они их запомнят, и это им очень пригодится, когда они сами будут мамами и папами.

ПРИГОВОРКИ-ПОТЯГУШЕЧКИ

 Вдоль – растушки,

 Попрек – толстушки

 Ручки - бобушки,

 Ножки – бегушки,

 Глазки – смотрушки,

 Роток – говорок.

 ********************************************

 Тяги, тяги, потягушки,

 На сыночка порастушки,

 Ты расти, расти, сынок

 Как пшеничный колосок.

 ********************************

 Наша доченька в дому,

 Что оладушек в меду,

 Что оладушек в меду,

 Сладко яблоко в саду.

 **********************************************

 Мята, мята вся примята

 В мяте елка, в ней светелка,

 В светелке голубушка

 Моя внучка любушка.

 ********************************

 Ай, бай,бай, бай, ты, собачка, не лай!

 Ты, корова, не мычи, ты, петух, не кричи!

 А наш Ваня будет спать,

 Станет глазки закрывать.

 ************************************

 Люлю-люшеньки-люли!

 Люлю-люшеньки-люли!

 Все игрушки спать легкли,

 К нам пришла Бабайка –

 Скорозасыпайка!

 Ласковый голосок

 Шелковый поясок…

 Будет с нами до утра –

 Спите, глазки, спать пора!

  *****************************

 Не шурши ты, мышь, прошу!

 Не шурши ты, мышь, прошу!

 Сон приходит к малышу.

 Не грибы несет тропинкой,

 А зевки несет в корзинке…

 Позеваем сладко –

 И уснем в кроватке!

 (И.Демьянов)

 ****************

 Сонный слон

 Динь-дон, динь-дон,

 В переулке ходит слон.

 Старый серый сонный слон.

 Димнь-дон, динь-дон.

 Стало в комнате темно,

 Заслоняет слон окно,

 Или это снится сон?

 Динь-дон, динь-дон.

 (И.Токмакова)




Условия для музыкального развития ребенка в семье

 

     Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

     Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

     Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

     В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

     Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

     Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

     Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

     Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

     Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

     Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

 

Версия сайта для слабовидящих